Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Комментарий митрополита Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, члена Общественной палаты РФ, к вопросу об изучении религиозной культуры в системе образования

Комментарий митрополита Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, члена Общественной палаты РФ, к вопросу об изучении религиозной культуры в системе образования
Версия для печати
28 ноября 2006 г. 20:21

27 ноября состоялось заседание Общественной палаты РФ, на котором обсуждался вопрос изучения религиозной культуры в системе образования. По итогам заседания выработаны рекомендации Министерству образования и науки, согласно которым «добровольность и возможность выбора должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или религиозной культуры».

В России 60% населения хотят, чтобы «Основы православной культуры» были введены в образовательный процесс. Общественная палата также поддерживает необходимость введения данного курса, и это неоднократно подчеркивалось на заседаниях трех комиссий. Но добровольность, возможность выбора и многообразие должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры.

Общественная палата считает, что в Российской Федерации проживают представители многих национальностей, религий и мировоззренческих групп. Все они имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования. Если говорить о Православной Церкви, то она не навязывает преподавание «Основ православной культуры» тем, кто придерживается иных мировоззренческих взглядов, и Святейший Патриарх неоднократно подчеркивал это. Но Церковь, как любящая мать, печется о своих пасомых, и в этом смысле радеет о том, чтобы государство давало им возможность изучать именно «Основы православной культуры». Безусловно, в Татарстане или других регионах, где население в религиозном отношении смешано, должен быть свой подход в преподавании «Основ православной культуры».

Но, по мнению Общественной палаты, следует зафиксировать обязанность образовательного учреждения по заявлению родителей (законных представителей) заменять такие учебные курсы другими по выбору. Также целесообразно предусмотреть, чтобы для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-этических, философско-культурологических предметов: этика, история этики, философская культура и этика и т.п., формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов, но в соответствии с традиционной культурой нашей страны.

Поэтому на заседании Общественной палаты говорилось о введении регионального предмета «Духовная культура и этика», в рамках которого будут преподаваться: для православных — «Основы православной культуры», для исповедующих ислам — «Основы исламской культуры», для буддистов — «Основы буддийской культуры», а для тех, кто отказался от подобных курсов, как говорилось выше, философско-культурологическая дисциплина.

В связи с этим Министерству образования и науки Российской Федерации рекомендуется принять следующие меры: с участием специалистов научных центров обобщить опыт введения в государственных и муниципальных общественных учреждениях курсов религиозной культуры, а также философско-религиоведческих предметов, и оценить соотношение образовательных запросов на изучение курсов религиозной культуры разных конфессий и курсов философского религиоведения на нерелигиозной мировоззренческой основе со стороны граждан, соответствующих мировоззренческих групп в обществе.

Следует также разработать и направить в регионы информационно-методический материал по вопросам организации преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях религиозно-культорологических, философско-религиоведческих и иных мировоззренческих учебных курсов. Данный материал должен содержать единые правила организации преподавания подобных курсов, «направленных на духовно-нравственное становление личности ребенка, формирование мировоззренческой, этнокультурной и этноконфессиональной идентичности учащихся».

Еще одним важным решением стала инициатива выйти «с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религии в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций».

В европейских странах, где Церковь также отделена от государства, существует несколько подходов к преподаванию в государственных общеобразовательных учреждениях знаний о религии. В большинстве стран в школах официально (конституционно, специальным законом или распоряжением органа управления образования) введен и реализуется самими школами курс обучения религии, обязательный для всех учащихся. При этом может быть предоставлена возможность замены данного курса на предмет иной конфессиональной направленности или этическую дисциплину. В качестве примеров можно привести Германию, Финляндию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Ирландию, Польшу, Эстонию, Турцию.

Мне кажется, мы должны выработать свою систему, основываясь на нашем менталитете и особенностях российского сознания, но духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для полноценного развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников.

Пресс-служба Московской Патриархии

Материалы по теме

Портал Богослов.ru и интернет-журнал «Татьянин день» запустили проект «Священник XXI века»

Святейший Патриарх Кирилл: Там, где сознательно упраздняется Крест Христов, неизбежно рано или поздно жизнь людей скатывается в преисподнюю

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в программе «Голос поколения. Преподаватели»

В.Р. Легойда принял участие в Просветительском марафоне «Знание.Первые», открывшем Международную выставку-форум «Россия» на ВДНХ

Патриарший экзарх Западной Европы освятил отреставрированную часовню, возведенную в память о русских воинах, погибших в годы Первой мировой войны

В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре состоялось молитвенное стояние за военнослужащих войск Национальной гвардии РФ

Представители Церкви приняли участие в совещании по вопросам реставрации объектов культурного наследия Пскова и Псковской области

Донская духовная семинария получила право выдавать дипломы государственного образца

Председатель Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения принял участие в слушаниях «Роль хорового пения в воспитании детей» в Общественной палате России

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в круглом столе в Общественной палате РФ, посвященном историческим урокам Отечественной войны 1812 года

При участии Церкви в Москве прошла конференция о жизнеустройстве людей с ментальными нарушениями

В Общественной палате России состоялся круглый стол по актуальной проблематике церковно-государственного взаимодействия

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Крымскую митрополию с рабочим визитом

Митрополит Екатеринбургский Евгений возглавил работу XIX Съезда православных законоучителей

Другие статьи

Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы

«Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни». О развитии высшего духовного образования под руководством Предстоятеля Русской Церкви

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Воспитание нравственных ценностей и суверенитет государства

Вера должна быть осознанной

Гуманитарный центр Таганрога доставил в местные ПВР помощь. Информационная сводка о помощи беженцам (на 14 ноября 2023 года)

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей

Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью